Малый и средний бизнес Татарстана в Государственных закупках

14 июля 2015 Казань, Шаляпин Palace Hotel

«В сегодняшней ситуации система гос. закупок должна быть направлена прежде всего на импортозамещение и поддержку отечественного товаропроизводителя. Мы предлагаем рассмотреть возможность предоставления преференций для российских товаропроизводителей при проведении закупок, дать регионам возможность для принятия нормативно-правовых решений по поддержке местных производителей».

 Р.Н. Минниханов — Президент Республики Татарстан
(22 мая 2015г. Казань, Всероссийский Форум по государственным и муниципальным закупкам).

Форум проводится с целью подготовки предложений по повышению роли закупок в развитии малого и среднего предпринимательства.

 

Основные темы дискуссий Форума:

  • Проблематика участия МСП в государственных и корпоративных закупках;
  • Меры по повышению доступности государственных и корпоративных закупок для предпринимательства;
  • Возможности ориентации закупок на импортозамещение;
  • Ориентация гос. закупок на инновационное развитие;
  • Разработка комплекса мер по повышению уровня финансовой защищенности и устойчивости бизнеса в процессе реализации госзаказа;
  • Подготовка пакета предложений по внесению изменений в законодательство о государственных закупках и практику его применения;
  • Другие.

 

Состав и количество участников Форума:

  • Совокупная аудитория форума свыше 150 человек;
  • Руководители предприятий отраслей с наибольшей долей закупок: пищевая промышленность, мебельная, фармация, транспорт, строительство, информационные технологии и др., представляют большинство муниципальных районов РТ;
  • Руководство 17 Министерств и ведомств РТ, с наибольшими объемами закупок;
  • Руководители Исполкомов муниципальных районов РТ;
  • Представители научных, консалтинговых и инжиниринговых центров и эксперты.

Общая Программа форума

14 июля четверг, с 14.00 до 17.00  Программа Конференции*

14.00-14.10  

ОТКРЫТИЕ. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

 

Нагуманов Т.Д — бизнес-Омбудсмен РТ, Фомин А.А.- Председатель Общественной Палаты РТ.

Агеев Ш.Р.- Председатель Торгово-промышленной Палаты РТ.

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
14.10-14.20 Госзаказ в системе развития МСП и модернизации производственных предприятий Хоменко В.В. – доктор экономических наук, Вице-президент Академии Наук РТ.
14.20-14.35 Пути повышения уровня участия СМСП в гос. закупках.

 

Багаутдинов И.Г.-Ген. директор. ГУП Центр развития закупок при  Госкомитете РТ по закупкам .
14.35-14.50 «Практика участия СМСП в государственных и муниципальных закупках»- результаты ситуационного анализа. Шайхудинов Р.А.- Вице-президент Ассоциации Предприятий малого и среднего бизнеса РТ .
14.50- 15.00 Роль Общественных Советов в повышении участия МСП и СОНКО в закупках. Гафиатуллин М.М.- к.э.н. Рук. Общественного Совета при Госкомитете РТ по закупкам.
15.00-15.20 Муниципальный заказ и МСП: опыт … района Представители муниципальных. районов (на согласовании)
15.20-15.35 Государственные закупки и стимулирование импортозамещения продовольствия. Байтемиров К.М.- Президент Ассоциации фермерских хозяйств и крестьянских подворий.
15.35-15.50 Участие МСП в государственных закупках в партнерстве с Банком. Нигматуллин Р.К.-Директор департамента корпоративного бизнеса, ТИМЕР БАНК.
15.50- 16.40 Вопросы участия МСП в государственных закупках. Выступления предпринимателей и представителей бизнес Ассоциаций РТ, исполкомов, гос. органов.
16.40-17.00 Принятие рекомендаций

ЗАВЕРШЕНИЕ

Халиуллин Х.Х.-Президент Ассоциации
17.00-17.30 ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ Организаторы, Ген. партнер, спонсоры, руководители бизнес-ассоциаций.

* в программе возможны изменения

Приглашенные участники

Высшие органы государственной власти

  • Государственный Совет Республики Татарстан
  • Нагуманов Т.Д. — Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте Республики Татарстан
  • Аппарат Премьер-министра Республики Татарстан

 

Министерства и ведомства

  • Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан;
  • Министерство экономики Республики Татарстан;
  • Министерство земельных и имущественных отношений;
  • Министерство здравоохранения;
  • Министерство транспорта и дорожного хозяйства;
  • Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;
  • Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
  • Министерство финансов Республики Татарстан;
  • Министерство информатизации и связи Республики Татарстан;
  • Министерство образования и науки Республики Татарстан;
  • Управление ФАС по РТ;
  • Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам;
  • Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан;
  • Совет при Президенте РТ по противодействию коррупции;
  • Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан;
  • Комитет экономического развития аппарата исполнительного Комитета г. Казани.
  • Управление проектом «Татарстан 2030» (местный офис).

Вузы, консалтинговые инжиниринговых центров

  • Казанский (Приволжский) Федеральный Университет;
  • Институт Экономики Управления и Права;
  • ТИСБИ;
  • Татарская Академия Управления;
  • Консалтинговые компании;
  • Научные и инжиниринговые центы;
  • другие.

Общественные объединения бизнеса и Ассоциации

  • Торгово-Промышленная палата Республики Татарстан;
  • ООО Деловая Россия;
  • ООО Опора России;
  • Агентство стратегических инициатив;
  • Федорова Татьяна Алексеевна — руководитель Союза предприятий текстильной и легкой промышленности РТ;
  • Мифтахов Рамиль Зуфарович — Президент Ассоциации Туристических агентств РТ;
  • Комаров Евгений Вячеславович — руководитель Ассоциации молодых предпринимателей;
  • Абдуллина Флюра Галимзяновна — Национальная Ассоциация Индустрии Халяль;
  • Сулейманов Наиль Наруллинович — Союз Торговых Предприятий,
  • Союз рынков республики Татарстан;
  • Гаязов Зуфар Фадипович — Ассоциация рестораторов и отельеров г.Казани
  • Вахитов Васим Хузаянович — Ассоциация предприятий бытового обслуживания и ремесленничества Республики Татарстан;
  • Чесноков Александр Владимирович — Союз молодых предпринимателей Республики Татарстан;
  • Байтемиров Камияр Мижагитович — Ассоциация фермеров и крестьянских подворий Татарстана;
  • Гумеров Герман Анатольевич — Ассоциация мебельщиков РТ;
  • Руководители советов предпринимателей муниципальных районов РТ;
  • Другие.

 Рекомендации

Правительство принимает решения, способствующие вовлечению предпринимательства  в закупочный процесс, обязывает заказчиков  осуществлять закупки у СМСП и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок. Президентом Татарстана Р.Н. Миннихановым четко обозначены приоритеты: «В сегодняшней ситуации система гос. закупок должна быть направлена, прежде всего, на импортозамещение и поддержку отечественного товаропроизводителя. Мы предлагаем рассмотреть возможность предоставления преференций для российских товаропроизводителей….«. (22 мая 2015г. Казань, Всероссийский Форум по государственным и муниципальным закупкам).

СМСП и СОНКО, также как и государство, заинтересованы в максимальном использовании возможностей их участия в реализации государственных, муниципальных и корпоративных заказов. Однако выход на объявленный уровень участия МСП и СОНКО в закупках сопряжен с определенными сложностями и проблемами, которые препятствуют  решению поставленных задач государственной важности. В основе многих проблем эксперты усматривают свободное толкование отдельных положений ФЗ, а некоторые законы и постановления Правительства просто не работают, причем происходит это как со стороны заказчиков так и со стороны поставщиков.

По результатам ситуационного анализа не выявлены признаки целенаправленных, комплексных действий, со стороны органов гос и муниципальной власти, во исполнение Постановления Правительства  № 102.

 

Обновление правовой основы процесса закупок, а именно переход от  Федерального Закона 94- ФЗ к 44-ФЗ произошел для многих предпринимателей незаметно и, вопреки ожиданиям, не привел к повышению доступности процесса закупок для представителей МСП и СОНКО, более 90% (требуется исследование)  которых, по мнению экспертов, до настоящего времени, насторожено и с недоверием относятся к самой возможности участвовать в государственных, муниципальных и корпоративных закупках.  По мнению экспертов система государственных, муниципальных и корпоративных закупок чрезмерно усложнена для участия представителей МСП на всех ее стадиях: поиска требуемой информации, подготовки документов, финансового обеспечения, исполнения контракта на условиях заказчика, возмещения затрат и отчетности.

 

Нарушение правил конкуренции со стороны заказчика является наиболее распространенным нарушением, которое вызывает недоверие и отторжение представителей МСП и СОНКО  от участия в закупках. Сложность законодательства часто используется недобросовестными заказчиками, с помощью различных инструментов, в интересах аффилированных поставщиков, причем, в рамках самого законодательства. Это обстоятельство чрезвычайно затрудняет выявление нарушений и оказывает сдерживающее воздействие на решение задачи по увеличению доли МСП и СОНКО в закупках.

В свою очередь и представители СМСП и СОНКО часто проявляют пассивность и недостаточную компетентность в понимании требований законодательства, что снижает их возможности продуктивного участия в процессе закупок.

 

Участники Форума, обсудив состояние участия МСП и СОНКО в государственных и муниципальных закупках, а также, ориентируясь на решения Правительства РФ и РТ, считают необходимым  принять комплекс мер, направленных на разрешение существующих проблем и реальное повышение доли МСП м СОНКО в государственных, муниципальных и корпоративных и  закупках.

 

Для Государственного Совета Республики Татарстан

 

  1. Подготовить законопроект по изменению ч. 2.1. ст. 96. 44-ФЗ, а именно: закрепить в законе возможность заказчика не предъявлять требование к обеспечению исполнения контракта в случае, если конкурс или аукцион объявлен только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (по примеру Постановления правительства РФ № 199 от 06.03.2015).
  2. Подготовить законопроект по изменению ч. 14. ст. 21. 44-ФЗ, а именно: уменьшить срок между внесением изменений в план-график закупок и публикацией извещения о закупке с 10 дней до 3 дней.
  3. Подготовить законопроект по изменению п.5. ч.1. ст. 93. 44-ФЗ, а именно расширить перечень представленных в данном пункте организаций. Наряду с образовательными организациями и учреждениями культуры предоставить право заключения контракта с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. организациям здравоохранения.
  4. Подготовить законопроект по изменению пп. и. п.1. ч.2. ст.51. 44-ФЗ, а именно: ввести требование к участникам закупки документально подтверждать свою принадлежность с СМСП.
  5. Подготовить законопроект по изменению ч.1 ст.31 44-ФЗ, а именно добавить пункт 3, закрепив возможность заказчику осуществлять закупки у СМП и СОНКО как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Для Кабинета Министров Республики Татарстан

 

  1. Определить орган исполнительный власти, ответственный за координацию деятельности всех органов государственной власти и фактически выполняющий функцию по участию МСП/СОЕКО в госзакупках.
  2. Оказать финансовое содействие в проведении независимого, периодического мониторинга процесса повышения уровня участия МСП/СОНКО в госзакупках силами бизнес- ассоциаций и объединений СОНКО при участии операторов электронных торговых площадок.
  3. Исключить возможность участия представителей Заказчиков- Министерств и ведомств в составе конкурсных комиссий и принять меры по категорическому запрету любых контактов между ними в период проведения конкурсных процедур.
  4. Обеспечить организацию видеонаблюдения за процессом приема, хранения и вскрытия тендерных предложений Поставщиков.
  5. Обеспечить проведение государственного контроля за периодической публикацией Отчетов Министерств, ведомств, Исполнительных Комитетов МР РТ, а также государственных компаний  О закупочной деятельности на официальных сайтах.
  6. Использовать в практике только открытые процедуры вскрытия конвертов- предложений поставщиков.
  7. Создать условия для проведения независимого анализа закупочной деятельности и оценки эффективности использования Бюджетных средств посредством закупок Министерствами, Ведомствами, исполнительными Комитетами МР РТ, госкомпаниями, а также отдельными категориями юридических лиц.

 

Для Министерств и ведомств

  1. Включать в конкурсные, аукционные, котировочные и единые комиссии по рассмотрению заявок и окончательных предложений участников закупок не менее 2 представителей бизнес — ассоциаций, членов общественных советов и (имеющих соответствующие компетенции и знания в области закупок для государственных и муниципальных нужд).
  2. Обеспечить публикацию на официальных сайтах Министерств и ведомств Планов закупок на 1 год, согласованных с Общественными Советами.
  3. Обеспечить подготовку и публикацию на официальных сайтах Отчетов Министерств, ведомств О закупочной деятельности. Структура Отчета должна быть согласована Общественным Советом и Советом по противодействию Коррупции при президенте РТ.
  4. Ввести в практику проведение независимого анализа закупочной деятельности Министерств и Ведомств при отсутствии ведомственных Отчетов либо в дополнение к ним.
  5. Рассмотреть вопрос о выделении отдельной, либо совмещенной штатной единицы для контрактных управляющих и работников контрактных служб.

 

Для Исполнительных комитетов муниципальных районов

  1. Вовлекать представителей Советов предпринимателей муниципальных районов РТ в подготовку и обсуждение Планов и Отчетов о Закупочной деятельности Исполнительного Комитета.
  2. Обеспечить публикацию полной информации по планам закупочной деятельности, согласованных с Советом предпринимателей на официальных сайтах МР РТ.
  3. Используя лучшие практики взаимодействия Исполкома с Советами предпринимателей, стимулировать местных представителей МСП и СОНКО к участию в закупках.

 

Для Общественной Палаты республики Татарстан

  1. Разработать «Программу мер по повышению доли МСП/СОНКО в закупках», предусматривающую проведение совместных мероприятий бизнес- ассоциаций, Общественных Советов предпринимателей при министерствах и ведомствах, ТПП, Совета по противодействию коррупции при Президенте РТ.
  2. Проводить не реже чем в квартал заседания совместно общественными объединениями круглые столы, конференции по результатам анализа деятельности конкретных данных по отдельным муниципальным районам, министерствам и  ведомствам, посвящённые вопросам участия МСП/СОНКО в закупках для государственных или муниципальных нужд.
  3. Ввести в практику рассмотрения состояния закупочной деятельности и участия в ней МСП/СОЕКО в отдельных Министерствах, ведомствах

 

Для бизнес-ассоциаций, советов предпринимателей муниципальных районов конкурс.

  1. Рассмотреть вопрос о возможности создания отраслевых реестров потенциальных поставщиков товаров услуг для государственных и муниципальных нужд для проведения работ по повышению уровня их компетенций в вопросах участия в закупках.
  2. Рассмотреть вопрос о проведении независимого мониторинга состояния участия МСП/ СОНКО в государственных и муниципальных закупках.
  3. Оказывать методическое и организационное содействие Советам Предпринимателей МР РТ в проведении мероприятий по повышению уровня доверия МСП к закупочной деятельности и повышению их компетенций.

 

Для Общественных Советов при Министерствах и Ведомствах

  1. Регулярно проводить мониторинг конкурсной документации заказчиков, на предмет участия МСП/СОНКО в закупках (описание объекта закупки на соответствие ст.33. 44-ФЗ, обоснование начальной (максимальной) цены контракта на соответствие Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 г., проектов контрактов, планов-графиков и т.д.), а также контролировать ход оценки заявок и этап определения победителя.
  2. Принимать участие в работе конкурсных комиссий, рассмотрения закупочных планов и анализе отчетов о закупочной деятельности. Практиковать периодическую публикацию материалов о результатах проводимых работ, не ограничиваясь протоколами.

 

Для Совета по противодействию коррупции при Президенте РТ

  1. Включить в Планы работ Совета на второе полугодие 2015 года мероприятия, направленные на выявление в деятельности Министерств, Ведомств, Исполнительных комитетов МР РТ, а также госкомпаний  фактов, препятствующих  увеличению доли МСП в госзакупках.
  2. Оказать содействие бизнес -ассоциациям в проведении независимого мониторинга состояния участия МСП РТ в госзакупках.
  3. Внести дополнительны раздел в ежегодный «Сводный Отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан», связанный с мероприятиями по повышению уровня участия МСП/СОНКО в госзакупках.

Для отдельных категорий юридических лиц- заказчиков

  1. При планировании закупок проводить обсуждения с потенциальными участниками с целью учета возможностей участия СМП и СОНКО в той или иной закупке.

 

Ст.14 ФЗ 44 – регламентировать сроки выдачи

Постановление 102 – не работает!!! Имеется возможность его обходить (коды – которые не входят в постановление, но продукция та же).

Необходимо развести продукцию по номенклатуре в отдельные тендера. Исключить «сборные солянки».

Постоянная путаница со временем (местное-московское).

Подготовка документов в PDF —  сложно – почему не использовать стандартный набор М-Офис . Необходимо перейти на полный электронный документооборот.

Сами законы (44 и 223) не вызывают у обученных специалистов-практиков отрицательной реакции. Требуется уточнение некоторых положений.

Провести аудит всех законов по закупкам в среде практиков и получить их рекомендации.

На практике нет никакой разницы в продукции, выпускаемой крупными и мелкими предприятиями, если эта продукция выпускается в соответствии с общепринятыми стандартами качества, поэтому для заказчика не может быть принципиальной разницы у кого ее покупать. Исходя их этого, следует определиться с отраслями, которые будут обслуживаться исключительно гос.предприятиями, а какие –исключительно малыми предприятиями, а остальные отрасли обеспечивать на общих основаниях. ФЗ не должны разграничивать малые и крупные предприятия по видам продукции и ставить кого-либо в привилегированное положение – закон должен быть един для всех.