Взаимодействие бизнес -ассоциаций с органами власти: ориентация на результат

Меморандум (проект)

Бизнес- ассоциации Республики Татарстан накапливают опыт и находятся в стадии количественного и качественного развития. Наиболее активная часть ассоциаций включаются в деятельность общественных и экспертных советов  принимая, участия в различных мероприятиях совместно с представителями органов государственной и муниципальной власти.

Однако накопленный потенциал многих ассоциаций используется далеко не в полной мере, подтверждением чего является крайне ограниченная вовлеченность Ассоциация в разработку, выполнение, мониторинг и оценку эффективности  реализации различных программ  развития малого и среднего бизнеса (согласно материалам, представленным на официальных сайтах Министерств и ведомств РТ).  Мнение бизнес -ассоциаций практически не принимается во внимание  при проектировании объектов инфраструктуры, не говоря о том, чтобы предать часть таких объектов в их управление, по примеру передовых стран.

В стратеги «Татарстан 2030» придается особое значение повышению роли общественных и профессиональных институтов, к которым относятся бизнес-ассоциации и от деятельности которых во многом зависит формирование «экосистемы предпринимательства», эффективное использование «человеческого капитала», а также успешность «инвестиционной политики».

 

По мнению многих руководителей бизнес -ассоциаций у госорганов  не находит ясного проявления потребность в сотрудничестве в особенности на принципах ответственности за результат и прозрачности. Анализ публикаций планов и отчетов, представленных  на официальных сайтах 11 министерств и ведомств РТ, причастных к развитию МСП, подтверждает факт низкого уровня прозрачности и как следствие  анализа эффективности реализации Программ развития предпринимательства, что ограничивает возможности взаимодействия.

 

Не смотря на наличие соответствующих пунктов в регуляторных документов, Министерства и ведомства в своей деятельности не достаточно ориентированы на взаимодействие в общественными организациями бизнеса и на взаимодействия с общественными организациями, либо выполняют эту работу в усеченном формате.

 

Конференция не может не признавать, тот факт, что имеет место не достаточная подготовленность  части самих Ассоциаций к реальному сотрудничеству, им часто не достает инициативы, опыта разработки и реализации  целевых Программ совместно с государственными органами, а также согласованности во взаимодействиях с, Министерствами и ведомствами Республики Татарстан при проведении отдельных мероприятий и реализации совместных проектов. Отсутствие в Республике независимого Координационного Совета не позволяет организовать системное взаимодействие бизнес -ассоциаций с Кабинетом Министров РТ и другими органами власти в части реализации масштабных задач и текущим управлением  инфраструктурными объектами, процессом государственной поддержки и др.

В силу объективной необходимости и в соответствии с Рекомендациями III Республиканской Конференции предпринимателей 24.12.2014г, с требованиями Стратегии развития Татарстан 2030  все боле актуальным становятся целый ряд новых вопросов:  «Институциональная система не может быть жестко вертикальной, она должна становиться «живой» с преимущественно горизонтальным взаимодействием, что подразумевает высокую степень свободы, прозрачности и гибкости  взаимодействия институтов и субъектов».

 

Необходимо использовать имеющиеся правовые условия для взаимодействия, при этом соблюдая принципы равной ответственности перед законом, ориентации на конкретные результаты, ясности и согласованности планов, прозрачности всех этапов совместной деятельности.

 

Участники Республиканской Конференции считают необходимым принятие следующих мер:

 

  1. Рассмотреть на одном из заседаний Кабинета Министров Татарстана вопрос о Состоянии взаимодействия Министерств и ведомств с бизнес-ассоциациями для принятия решения о включении бизнес- ассоциаций в реализацию всех действующих Программ развития МСП;

 

  1. Ввести в практику проведение ежегодной оценки эффективности использования бюджетных средств с привлечением независимых консалтинговых компаний и экспертов. Использовать результаты отчетов в качестве основания для кадровых решений;

 

  1. Ввести в практику проведение аукционов на право управления объектами инфраструктуры развития МСП с долей госимущества в соответствии с ФЗ №135;

 

  1. В качестве эксперимента передать в управление бизнес -ассоциациям несколько объектов инфраструктуры в соответсвии с ФЗ № 135;
  2. Увеличить долю представителей бизнес-ассоциаций и независимых директоров в Советах директоров  государственных  инфраструктурных объектов;

Подготовить совместно с бизнес -ассоциациями,  реестр независимых директоров,

 

  1. При решении вопросов управления объектами инфраструктуры использовать возможности Статьи 17.1 ФЗ-135 «Заключение договоров доверительного управления, иных договоров о переходе прав владения и пользования государственного и муниципального имущества, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов: (приоритетно)

— НКО в форме ассоциаций и союзов, общественных организаций и объединений

— торгово-промышленными  палатами без проведения конкурсов или аукционов: (приоритетно).

 

  1. Бизнес- ассоциациям совместно с Общественной Палатой РТ разработать пакет мер по внесению изменений Разнести Федеральный закон 44-ФЗ, направленных на облегчение участия СМСП в госзкупках и направить в Госсовет РТ.