Меморандум (проект)
Бизнес- ассоциации Республики Татарстан накапливают опыт и находятся в стадии количественного и качественного развития. Наиболее активная часть ассоциаций включаются в деятельность общественных и экспертных советов принимая, участия в различных мероприятиях совместно с представителями органов государственной и муниципальной власти.
Однако накопленный потенциал многих ассоциаций используется далеко не в полной мере, подтверждением чего является крайне ограниченная вовлеченность Ассоциация в разработку, выполнение, мониторинг и оценку эффективности реализации различных программ развития малого и среднего бизнеса (согласно материалам, представленным на официальных сайтах Министерств и ведомств РТ). Мнение бизнес -ассоциаций практически не принимается во внимание при проектировании объектов инфраструктуры, не говоря о том, чтобы предать часть таких объектов в их управление, по примеру передовых стран.
В стратеги «Татарстан 2030» придается особое значение повышению роли общественных и профессиональных институтов, к которым относятся бизнес-ассоциации и от деятельности которых во многом зависит формирование «экосистемы предпринимательства», эффективное использование «человеческого капитала», а также успешность «инвестиционной политики».
По мнению многих руководителей бизнес -ассоциаций у госорганов не находит ясного проявления потребность в сотрудничестве в особенности на принципах ответственности за результат и прозрачности. Анализ публикаций планов и отчетов, представленных на официальных сайтах 11 министерств и ведомств РТ, причастных к развитию МСП, подтверждает факт низкого уровня прозрачности и как следствие анализа эффективности реализации Программ развития предпринимательства, что ограничивает возможности взаимодействия.
Не смотря на наличие соответствующих пунктов в регуляторных документов, Министерства и ведомства в своей деятельности не достаточно ориентированы на взаимодействие в общественными организациями бизнеса и на взаимодействия с общественными организациями, либо выполняют эту работу в усеченном формате.
Конференция не может не признавать, тот факт, что имеет место не достаточная подготовленность части самих Ассоциаций к реальному сотрудничеству, им часто не достает инициативы, опыта разработки и реализации целевых Программ совместно с государственными органами, а также согласованности во взаимодействиях с, Министерствами и ведомствами Республики Татарстан при проведении отдельных мероприятий и реализации совместных проектов. Отсутствие в Республике независимого Координационного Совета не позволяет организовать системное взаимодействие бизнес -ассоциаций с Кабинетом Министров РТ и другими органами власти в части реализации масштабных задач и текущим управлением инфраструктурными объектами, процессом государственной поддержки и др.
В силу объективной необходимости и в соответствии с Рекомендациями III Республиканской Конференции предпринимателей 24.12.2014г, с требованиями Стратегии развития Татарстан 2030 все боле актуальным становятся целый ряд новых вопросов: «Институциональная система не может быть жестко вертикальной, она должна становиться «живой» с преимущественно горизонтальным взаимодействием, что подразумевает высокую степень свободы, прозрачности и гибкости взаимодействия институтов и субъектов».
Необходимо использовать имеющиеся правовые условия для взаимодействия, при этом соблюдая принципы равной ответственности перед законом, ориентации на конкретные результаты, ясности и согласованности планов, прозрачности всех этапов совместной деятельности.
Участники Республиканской Конференции считают необходимым принятие следующих мер:
- Рассмотреть на одном из заседаний Кабинета Министров Татарстана вопрос о Состоянии взаимодействия Министерств и ведомств с бизнес-ассоциациями для принятия решения о включении бизнес- ассоциаций в реализацию всех действующих Программ развития МСП;
- Ввести в практику проведение ежегодной оценки эффективности использования бюджетных средств с привлечением независимых консалтинговых компаний и экспертов. Использовать результаты отчетов в качестве основания для кадровых решений;
- Ввести в практику проведение аукционов на право управления объектами инфраструктуры развития МСП с долей госимущества в соответствии с ФЗ №135;
- В качестве эксперимента передать в управление бизнес -ассоциациям несколько объектов инфраструктуры в соответсвии с ФЗ № 135;
- Увеличить долю представителей бизнес-ассоциаций и независимых директоров в Советах директоров государственных инфраструктурных объектов;
Подготовить совместно с бизнес -ассоциациями, реестр независимых директоров,
- При решении вопросов управления объектами инфраструктуры использовать возможности Статьи 17.1 ФЗ-135 «Заключение договоров доверительного управления, иных договоров о переходе прав владения и пользования государственного и муниципального имущества, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов: (приоритетно)
— НКО в форме ассоциаций и союзов, общественных организаций и объединений
— торгово-промышленными палатами без проведения конкурсов или аукционов: (приоритетно).
- Бизнес- ассоциациям совместно с Общественной Палатой РТ разработать пакет мер по внесению изменений Разнести Федеральный закон 44-ФЗ, направленных на облегчение участия СМСП в госзкупках и направить в Госсовет РТ.