III Республиканская Конференция предпринимателей Татарстана
Программа
Работа экспертных групп в секциях 22 декабря 2014г Институт Экономики, Управления и Права. |
|
Регистрация участников |
09:00 – 09:30 |
Совместное заседание членов экспертных групп:· открытие, приветствия· постановка задач и организация работы |
09:30 – 10:00 |
Работа экспертных групп в 5 секциях· обсуждение ключевых вопросов· разработка рекомендаций |
10:00 – 13:00
|
Секция 1
Малый, средний бизнес Татарстана: оценка ситуации, модель будущего и видение путей развития. Руководитель — Хамидуллин Фарит Фильзевич, д.э.н., модератор – Комаров Евгений Вячеславович — Управляющий Промышленной Площадкой «Никольское» |
|
Секция 2
Повышение роли общественных организаций в развитии предпринимательства. Руководитель – Шайхудинов Рафик Агзамович, вице-президент Ассоциации, модератор – Рахманкулова Татьяна Валерьевна, Заместитель ТПП (Н. Челны) |
|
Секция3
Перспективные инструменты ресурсной поддержки МСП (финансы, технологии, имущество, земля, знания). Руководитель – Чекмеров Николай Олегович, НП ресурсный центр стратегического планирования, Модератор — Шавалиев Дилюс Рахимович, ИО директора ГБУ ЦПП |
|
Секция 4
Повышение эффективности воздействия на развитие МСП со стороны органов государственной и муниципальной власти. Руководитель — Хоменко Вадим Васильевич, вице-президент Академии наук РТ, модератор – Галеев Наиль Камилевич — Член Совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ |
|
Секция 5
Налоговая и тарифная нагрузка: как трансформировать сдерживающий эффект в инструменты развития. Руководитель — Хуснутдинов Ильдар Гумерович, заместитель директора компании «Аудэкс», модератор – Вечеров Игорь Борисович — рук. комитета по тарифам Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ
|
|
Работа аналитической группы (8-10 чел).
|
13:30 – 19:30 |
Программа Пленарного заседания
23 декабря 2014г. Гранд Отель KAZAN |
|
Регистрация участников
|
09:00-10:00 |
Пленарное заседание | 10:00-13:20 |
Открытие:
Вступительное слово Фомина Анатолий Алексеевич — Руководителя Общественной палаты РТ Приветственные слова Здунова Артема Алексеевича — Министра Экономики РТ, Нагуманова Тимура Дмитриевича — Уполномоченного по защите прав предпринимателей и др. руководителей. |
10:00-10:20
|
Выступления: | 10:20-13:00
|
Роль государственных и общественных институтов в развитии предпринимательства Республики Татарстан. Халиуллин Хайдар Хайруллович, Президент Ассоциации Предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан
Основные направления развития МСП: результаты работы в экспертных группах. Хоменко Вадим Васильевич, Вице-Президент Академии наук Республики Татарстан
Предварительные результаты реализации Дорожной карты развития МСП РТ на 2014-2016 гг. Здунов Артем Алексеевич, Министр Экономики РТ
Возрастание значимости муниципалитетов в развитии предпринимательства. (Выступление главы … муниципального района РТ. Пока не согласовано)
Современные вызовы и обновление механизмов управления развитием МСП на муниципальном и республиканском уровнях. Шайхудинов Рафик Агзамович, Вице-президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ
Выступления участников Конференции: предпринимателей, представителей муниципальных районов, общественных организаций, органов государственной муниципальной власти |
10:20-10:30 |
10:30-10:45 | |
10:45-10:55 | |
10:55-11:05 | |
11:05-11:15 | |
11:15-12:50 | |
Основные результаты Конференции: — принятие Рекомендаций, Халиуллин Хайдар Хайруллович — Президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ. |
|
Завершение работы Конференции | 13:00-14:00 |
|
Организация исполнитель:
Пресс-служба Ассоциации:
Участники Конференции
- Члены Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ
- Руководители Общественных Советов Предпринимателей муниципальных районов РТ,
- Представители малого и среднего бизнеса РТ,
- Члены рабочей группы по развитию предпринимательства Общественной Палаты РТ,
Состав экспертных групп
- Руководители и/или члены общественных организаций предпринимателей,
- Представители консалтинговых компаний,
- Представители инжиниринговых компаний,
- Представители Академиинаук РТ,
- Представители ВУЗов,
- Представители государственных и муниципальных органов власти,
- Независимые эксперты,
- др.
Приглашенные участники Конференции
- Президент Республики Татарстан
- Премьер — министр Республики Татарстан
- Руководство и специалисты Министерства Экономики РТ
- Академия наук Республики Татарстан
- Руководство департамента поддержки предпринимательства Мэрии г. Казани
- Руководство Совета муниципальных образований
- Представители Общероссийской общественной организации «Опора Росси»
- Представители Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
- Ассоциация предприятий и предпринимателей РТ
- Торгово-промышленная палата Республики Татарстан
- Ассоциация фермеров и крестьянских подворий Татарстана
- Ассоциация предприятий торговых организации РТ,
- Ассоциация рестораторов и отельеров РТ,
- Ассоциация производителей халяльной продукции РТ,
- Союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ,
- Другие
Рекомендации по материалам III Республиканской Конференции предпринимателей Татарстана
Состав руководителей и модераторов экспертных групп
Секция № 1. «Малый, средний бизнес Татарстана: оценка ситуации,
модель будущего и видение путей развития»
Хамидуллин Фарит Фильзевич – доктор экономических наук – руководитель секции.
Комаров Евгений Вячеславович – управляющий Промышленного парка «Никольское» – модератор секции.
Секция № 2. «Повышение роли общественных институтов в развитии предпринимательства»
Шайхудинов Рафик Агзамович – вице-президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса – руководитель секции.
Рахманкулова Татьяна Валерьевна – ТПП (г. Набережные Челны) – модератор секции.
Секция № 3. «Перспективные инструменты ресурсной поддержки МСП»
Шавалиев Дилюс Рахимович – и.о. директора ГБУ «Центр поддержки предпринимателей» (Министерство экономики РТ) – руководитель секции.
Чекмеров Николай Олегович секции НП «Ресурсный центр стратегического планирования» – модератор секции.
Секция № 4. «Повышение эффективности воздействия на развитие МСП со стороны органов государственной и муниципальной власти»
Хоменко Вадим Васильевич – вице-президент Академии наук Татарстана – руководитель секции.
Галеев Наиль Камилевич – член Совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса – модератор секции.
Секция № 5. «Налоговая и тарифная нагрузка: как трансформировать сдерживающий эффект в инструмент развития?»
Хуснутдинов Ильдар Гумерович – заместитель директора компании «Аудэкс» – руководитель секции.
Вечеров Игорь Борисович – руководитель комитета Ассоциации по тарифам – модератор секции.
Состав аналитической группы
Хоменко Вадим Васильевич – доктор экономических наук, вице-президент Академии наук Татарстана – руководитель.
Вечеров Игорь Борисович – руководитель комитета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса, эксперт по тарифам.
Галеев Наиль Камилевич – член Совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса, член рабочей группы Общественной палаты РТ по развитию предпринимательства.
Галеева Фарида Усмановна – директор АО «Юлдыз», председатель комитета по торговле и сфере обслуживания ТПП РТ.
Кокорев Александр Аркадьевич – кандидат юридических наук, член рабочей группы Общественной палаты РТ по развитию предпринимательства.
Чекмеров Николай Олегович – консультант НП «Ресурсный центр стратегического планирования».
Шайхудинов Рафик Агзамович – вице-президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса, директор ООО «Маркетинг-сервис Бюро».
Введение
По результатам обсуждения положения, сложившегося к настоящему времени в малом и среднем бизнесе, участники Конференции констатируют усиление негативных явлений в экономике, которые усугубляют уже имеющиеся проблемы. Сегодня наблюдаются факты сокращения доходов МСП, приостановки их деятельности, что ведет к ухудшению экономического и социального положения предприятий и их работников.
На протяжении последних трех лет, т. е. еще до появления признаков финансового или экономического кризиса, увеличение доли МСБ в ВРП Татарстана зафиксировалось на отметке 25,0–25,5 %, что значительно ниже планируемого к 2016 году показателя в 34 %.
Среди причин негативных явлений можно выделить рост налоговой и тарифной нагрузки, который оказывает сдерживающее воздействие на развитие предпринимательства. Ограниченность рынков сбыта; сложность приобретения и введения в коммерческий оборот ресурсов; рост цен на энергоносители; недоступность долгосрочных кредитов, земли и сложность ее оформления; недостаток кадров, а также другие факторы снизили уровень привлекательности производственного сектора до минимума, а также способствовали переходу части бизнеса в теневую сферу.
В области налогообложения участники Конференции отмечают серьезное усиление всех фискальных функций государственных органов, способное подавить предпринимательскую инициативу. Налоговые новации заставили подвергнуть тщательному анализу «глубинные» основания налогообложения, что привело к выводу о необходимости полной отмены налога на добавленную стоимость для всех предприятий, за исключением экспороориентированных. Кроме того, участники Конференции сочли необходимым полностью освободить от всех видов налогов предприятия микро- и малого бизнеса. Представляется допустимым обложение всех хозяйственных операций этих предприятий налогом с оборота в размере 1–2 % (в целях контроля и анализа происходящих экономических процессов).
В области тарифов на привлекаемые ресурсы очевидным является завышенная ставка банковского процента на используемые финансовые ресурсы. Относительного этого вопроса участники Конференции склоняются к мнению о том, что процентная ставка Центрального Банка Российской Федерации обуславливается не потребностями экономики РФ, а определяется манипуляциями на финансовых рынках.
Вместе с тем, участники Конференции вынуждены отметить запредельно высокие тарифы на энергоресурсы: по паритету покупательной способности стоимость электроэнергии в РФ, например, стала выше, чем в США, при несравнимо более низкой финансовой обеспеченности и граждан, и предприятий в РФ. Именно по этой причине в проекте «Рекомендаций» участники Конференции сочли необходимым проведение глубокого анализа деятельности основных операторов энергетического рынка, вплоть до пересмотра «Правил» функционирования оптового рынка электроэнергии, и реализованных в последние годы схем разделения единого по своей сути процесса энергоснабжения потребителей между сбытовыми и сетевыми компаниями.
Воздействие названных факторов можно было в определенной мере минимизировать посредством совершенствования системы управления условиями развития МСП на государственном и общественном, а также на республиканском и муниципальном уровнях, однако этого в полной мере не было сделано. Например, передача полномочий по развитию предпринимательства в 2012 г. от Агентства инвестиционного развития РТ Департаменту поддержки предпринимательства, созданному при Министерстве экономики РТ, не сопровождалась расширением функций, качественным обновлением методов на развитие МСП, в соответствии с масштабом поставленных задач. Данное обстоятельство негативно сказалось на результатах развития предпринимательства, тем более что произошло усиление только распределительной функции полномочного органа в ущерб остальным.
В деятельности большинства министерств и ведомств, причастных к развитию предпринимательства отсутствует системное межведомственное сотрудничество при координирующей роли Министерства экономики РТ. В работе большинства министерств и ведомств отсутствует прозрачность планов, целей, результатов, а роль общественных советов и бизнес-ассоциаций сведена к минимуму.
В усложняющихся экономических условиях в развитии предпринимательства возрастает значимость муниципалитетов, однако реализовать это при отсутствии достаточных полномочий и ресурсов в полной мере не представляется возможным.
Не задействованы в полной мере и общественные институты бизнеса: Координационный совет при Кабинете Министров прекратил деятельность, бизнес-ассоциации не рассматриваются государством в качестве институтов развития, способных оказывать влияние на экономические результаты, скорее, их роль сведена к формальному минимуму. Советы предпринимателей в муниципальных районах находятся в стадии становления при некотором настороженном отношении местной власти.
В целом, управление процессом развития МСП в сложившемся виде является недостаточно функциональным и целостным, нескоординированным и несбалансированным. В нем отсутствуют четкие правила межведомственного сотрудничества, частно-государственного партнерства, а также межсекторального взаимодействия (между бизнес-ассоциациями, советами предпринимателей с одной стороны и органами государственной и муниципальной власти – с другой).
В создавшихся экономических условиях сложившаяся система государственно-общественного влияния на развитие МСП требует существенной и оперативной корректировки.
Учитывая, что малое предпринимательство во многих странах является фактором социально-экономической стабилизации, особенно в условиях кризиса, участники Конференции пришли к выводу о необходимости реальной консолидации усилий бизнес-сообществ и органов власти по выработке программы первоочередных и последующих шагов для снижения степени воздействий негативных явлений и последующего развития малого и среднего бизнеса.
Так как Республика Татарстан относится к реформаторам, некоторые предложения в сфере управления развитием МСП могут стать пилотными, и после апробации на территории республики, будут распространены на всю страну.
Рекомендации для Государственной Думы Российской Федерации и Государственного Совета Республики Татарстан
Рекомендуется внести следующие изменения в Налоговый кодекс РФ:
- полное освобождение от налогообложения предприятий микро- и малого бизнеса (критерии закрепить в НК РФ), с уплатой только социальных налогов (ПФ, ФСС);
- создать особые льготные условия для среднего бизнеса, закрепив их в Налоговом кодексе РФ (понятие и критерии среднего бизнеса, льготы, в том числе для предприятий среднего бизнеса, применяющих общий режим налогообложения; установить льготный период неуплаты налогов (налоговые каникулы) в течение 2 лет с момента создания и другие возможные варианты льготирования);
- отменить НДС для предприятий за исключением экспортоориентированных предприятий;
- увеличить пороговое значение выручки для применения УСН до 300 млн рублей, для предприятий с численностью работников до 200 человек;
- внести изменения в УПК РФ с целью исключения возможности возбуждения уголовных дел за налоговые нарушения без вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности (вернуться к прежней редакции УПК);
- вернуть практику уплаты социальных взносов (ПФ, ФСС, ФМС) единым социальным налогом и единой отчетностью;
- заменить порядок предоставления отчетности малых и средних предприятий в части периодичности представления (раз в год);
- снизить до 10 % совокупный размер страховых взносов для малого и среднего бизнеса на ближайшие 3 года;
- установить повышающий стимулирующий коэффициент для собственников бизнеса (при получении пенсии), уплачивающих страховые взносы в ПФ РФ на своих работников, тем самым обеспечивая их пенсией;
- ввести патентную систему налогообложения для всех индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников;
- разрешить субъектам федерации устанавливать понижающий коэффициент к стоимости патента в размере 0,5 в первые 2 года с момента регистрации;
- внести предложения о пересмотре условий и принципов функционирования оптового рынка электроэнергии с целью повышения прозрачности и исключения возможности манипулирования ценами.
Для Кабинета Министров Республики Татарстан
- В целях выявления резервов деятельности и повышения эффективности воздействия на развитие предпринимательства в сложных экономических условиях провести независимую оценку деятельности Министерства экономики, включая Департамент поддержки предпринимательства и других созданных при Министерстве структур, по следующим позициям:
- соответствие Положений о деятельности Департамента поддержки предпринимательства новым экономическим условиям, состоянию МСП и задачам по развитию предпринимательства в сложных экономических условиях,
- обоснованность создания все новых управленческих структур для осуществления распределительной деятельности;
- система перспективного и текущего планирования в соотнесении с результатами по годам;
- система партнерских отношений с бизнес-ассоциациями, инжиниринговыми центрами и консалтинговыми компаниями (цели, принципы, проекты, результаты и проч.);
- система информационно-аналитической работы (сферы анализа, доступность исследований сферы предпринимательства в РТ и в отдельных муниципальных районах, проведенных в последние 3–4 года);
- система государственных закупок за 2012–2014 гг. – провести мониторинг соответствия ежегодным плановым целям, принципам проведения конкурсных отборов, обоснованности выбора контракторов, использования результатов исследований в практике управления на муниципальном и республиканском уровнях.
- Провести обсуждение результатов комплексной оценки с представителями бизнес-ассоциаций республиканского и муниципального уровня.
- Внедрить в практику деятельности министерств и ведомств передачу исполнения (управления) отдельных программ развития предпринимательства ТПП, бизнес-ассоциациям, консалтинговым компаниям, финансовым и другим институтам развития, а также Исполнительным комитетам муниципальных районов.
- Восстановить деятельность научных и экспертных советов в министерствах и ведомствах РТ, вовлеченных в процесс развития предпринимательства, и предусмотреть возможность их финансирования.
- Подготовить комплекс мер по передаче части полномочий и финансовых ресурсов от Министерства экономики в сфере поддержки предпринимательства на муниципальный уровень.
- В целях обеспечения межведомственной координации работы по поддержке предпринимательства создать межведомственные советы по отдельным межотраслевым проектам с участием бизнес-ассоциаций, научных, консалтинговых и инжиниринговых организаций.
- В целях межотраслевой координации программной и аналитической деятельности, методической поддержки и повышения квалификации представителей МСБ по поддержке предпринимательства, создать Исследовательский центр проблем предпринимательства на базе Академии наук РТ и Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ.
- Включить в программы повышения квалификации для руководства министерств и ведомств, а также муниципальных районов вопросы взаимодействия с бизнес-ассоциациями, советами предпринимателей.
- Провести независимый анализ состояния задолженностей со стороны государственных компаний и их подрядных организаций по выполненным контрактам представителями малого бизнеса и принять меры к их погашению.
- Предусмотреть при разработке Программ развития малых городов сегмент по развитию МСБ.
- Принять меры по ограничению тарифов естественных монополий, обеспечить «прозрачность» тарифов и процедур по их установлению.
- Подготовить предложения по снижению внутренних цен на газ в органы государственной власти РФ;
- Восстановить технический и ценовой контроль компетентного государственного органа над системами электроснабжения (объединить функции сбытовых и сетевых организаций с целью исключения злоупотреблений со стороны сбытовых организаций).
- Провести анализ различных (отличных от принятого в настоящее время) способов формирования тарифов в целях управления развитием естественных монополий.
- Провести оценку возможности и целесообразности компенсации субъектам МСП расходов на оплату энергоресурсов.
- Принять меры по использованию принципов исламского банкинга в государственных программах поддержки предпринимательства.
- Предусмотреть бюджетное финансирование на разработку Стратегии развития МСП РТ с использованием ресурсов региональных научных, консалтинговых центров и бизнес-ассоциаций.
- Рассмотреть вопрос об эко-сертификации в целях укрепления конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей и повышения импортозамещения.
Для Министерства экономики Республики Татарстан
- Внедрить в практику проведение научно-общественных экспертиз Программ развития предпринимательства (текущих, перспективных, отраслевых, муниципальных, республиканских).
- Проводить конкурсы муниципальных Программ развития предпринимательства с использованием инструментов грантовой поддержки.
- Внедрить в практику управления разработку годовых Планов работы Департамента поддержки предпринимательства, а также периодической отчетности о выполнении, обеспечивая доступ к ним.
- Внедрить в практику управления публикацию ежегодных «Аналитических отчетов о деятельности» каждого подразделения Департамента поддержки предпринимательства.
- Разработать и представить для общественного обсуждения принципы и механизмы взаимоотношений с бизнес-ассоциациями, общественными организациями бизнеса, консалтинговыми и инжиниринговыми компаниями.
- Вовлекать Ассоциации предпринимателей в процесс реализации Проектов, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных районов и отдельных предприятий МСП.
- Использовать практику передачи в управление отдельными Программами поддержки предпринимательства Торгово-Промышленной Палате, бизнес-ассоциациям, консалтинговым, лизинговым компаниям и другим институтам развития.
- Осуществлять мониторинг процессов разработки и выполнения муниципальных Программ развития предпринимательства, осуществлять поддержку на грантовой основе инициатив советов предпринимателей муниципальных районов.
- Обеспечить участие общественных советов при министерствах к процессам планирования, распределения и оценки результатов использования финансовых ресурсов в программах развития МСП.
- Изучить возможности использования беспроцентного займа в первый год реализации инновационных, социально значимых, импортозамещающих бизнес-проектов и подготовить обоснование для использования в качестве финансового инструмента поддержки МСП в современных экономических условиях. Представить Проект обоснования представителям бизнес-ассоциаций.
- Внедрить в практику господдержки межведомственные и межсекторальные проекты, направленные на создание и развитие высокотехнологичных производств в приоритетных отраслях промышленности и отдельных муниципальных районах.
- Вовлекать ассоциации предпринимателей в процесс реализации Проектов, направленных на импортозамещение и/или экспортоориентацию предприятий МСП.
- Предусмотреть комплекс мероприятий по стимулированию развития малого бизнеса экологической направленности.
Для министерств и ведомств Республики Татарстан
- Возобновить деятельность научных и/или экспертных советов при министерствах и ведомствах, вовлеченных в процесс развития предпринимательства, для использования их потенциала в интересах повышения качества принимаемых решений и обеспечения стратегически перспективных направлений развития предусмотреть возможность их финансирования;
- Обеспечить прозрачность деятельности научных/экспертных советов, общественных советов посредством публикаций на официальных сайтах состава, планов и результатов работ.
- В бюджетах министерств и ведомств предусмотреть финансирование отраслевых исследований, в том числе силами независимых экспертов, консалтинговых компаний, научных учреждений.
- В практике деятельности министерств и ведомств использовать возможности межведомственного проектного сотрудничества при реализации высокотехнологических проектов с привлечением бизнес-ассоциаций, консалтинговых, инжиниринговых компаний.
- Сформировать информационную базу импортируемой продукции и имеющихся для ее производства научно-технологических заделов, с выделением сектора для МСБ и с созданием электронной площадки по коммерциализации технологических проектов.
- Рекомендовать проведение ежегодного мониторинга эффективности каждой из Программ государственной поддержки субъектов МСБ в отдельности с привлечением общественно-научных, независимых экспертов, обеспечивая полную прозрачность полученных результатов.
Для исполнительных комитетов муниципальных районов Республики Татарстан
- Привести в соответствие с изменившимися экономическими условиями Положения об экономических подразделениях в части развития предпринимательства.
- Использовать кластерный подход в планах муниципальных районов по развитию малого и среднего бизнеса.
- Исполнительным комитетам муниципальных районов необходимо использовать формы периодического и прямого диалога с советами предпринимателей для решения текущих проблем в оперативном порядке.
- Общественные объединения предпринимателей муниципального района должны быть представлены в Комиссиях по закупке на муниципальном уровне.
- Обеспечить участие советов предпринимателей в разработке, мониторинге и оценке эффективности программ на муниципальном уровне.
Для Общественной палаты Республики Татарстан
- Организовать цикл мероприятий по разработке и согласованию принципов и механизмов взаимодействия бизнес-ассоциаций с органами государственного и муниципального управления.
- Организовать цикл мероприятий по обмену опытом построения систем работы с МСП и советами предпринимателей муниципальных образований Республики Татарстан.
- 1. Провести консультации с руководителями бизнес-ассоциаций по вопросу целесообразности интеграции усилий и/или создания Конгресса бизнес-сообществ Республики Татарстан.
- Ассоциациям предпринимателей считать приоритетом своей деятельности участие в проектах по повышению деловой активности и созданию новых инфраструктурных объектов, точек развития в муниципальных районах совместно с институтами развития и органами государственной и муниципальной власти.
- Рассмотреть вопрос о создании негосударственного Фонда развития предпринимательства при участии бизнес-ассоциаций.
- Общественным организациям обеспечить выдвижение кандидатов в органы государственной власти всех уровней.
- Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана продолжить деятельность по содействию советам предпринимателей в муниципальных районах Татарстана.
Для Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»
- Ввести в практику деятельности республиканских и районных СМИ периодическую публикацию материалов о положительных практиках малого бизнеса в муниципальных районах РТ, а также других регионов и стран.
- Обеспечить доступные возможности для проведения пресс-конференций представителями общественных организаций малого и среднего бизнеса.
Мнения,
высказанные членами экспертных групп в процессе обсуждения вопросов в 5 секциях в первый день Конференции 22 декабря 2014 г., а также в ходе Пленарного заседания 23 декабря 2014 г.
(мнения приведены без редакционного вмешательства)
- Рекомендовать выработку единого системного подхода к экономической политике и организации системы управления/влияния на развитие МСП Татарстана.
- Принять меры по защите малого бизнеса от неформального финансового обременения на местах в виде целевых сборов для проведения различных мероприятий.
- В условиях экономических санкций и финансово-экономического кризиса обеспечить непрерывный режим работы производственных предприятий и защиту от закрытия и банкротств на основе личного контроля со стороны муниципальных властей со строгой ответственностью за закрытие каждого предприятия (создать республиканскую «Программу защиты производства»).
- Исполнительным комитетам МР РТ обеспечить доступность представителям ЛПХ и КФХ получение услуг лабораторий для получения справки по Форме 2.
- Необходимо законодательно закрепить ужесточение ответственности для представителей всех ветвей власти за несоблюдение сроков рассмотрения заявок и прочих документов, касающихся решения вопросов развития СМСП – ГС РТ, КМ РТ – (первоочередные меры).
- Создать электронную площадку на базе сайта ЦПП РТ для организации форума предпринимателей по обсуждению насущных проблем бизнеса в целях построения перспективной модели взаимодействия бизнеса, власти и социума – бизнес-ассоциации, МЭ РТ, Общественная палата РТ (первоочередные меры);
- Ввести предварительное открытое публичное обсуждение бизнес-проектов, претендующих на государственное финансирование и иные формы государственной поддержки, на форуме при ЦПП РТ – бизнес-ассоциации, МЭ РТ (первоочередные меры).
- Принимать участие в тендерах только прямых производителей под гарантии отраслевых ассоциаций – Агентство по государственному заказу (среднесрочные меры).
- Сделать приоритетным поддержку нового и инновационного бизнеса путем создания компетентных комиссий по оценке эффективности инновационной компоненты по тендеру — Агентство по государственному заказу, КМ РТ (первоочередные меры).
- Ввеcти 50-процентное субсидирование затрат на строительство новых объектов (инфраструктуры промышленных парков) управляющим компаниям промышленных площадок РТ – КМ РТ (среднесрочные меры).
- Создать общереспубликанский реестр товаров, способных заместить в разной степени импортные аналоги, а также альтернативных поставщиков, необходимых средств производства для организации этих производств в РТ – бизнес-ассоциации, МЭ РТ (первоочередные меры).
- Создать на базе Центра поддержки предпринимательства РТ отдел исследования перспективных трендов с регулярным информированием предпринимателей – бизнес-ассоциации, МЭ РТ (первоочередные меры).
- Усилить представительство СМСП в профильных комиссиях и рабочих группах исполнительной власти – бизнес-ассоциации, КМ РТ (первоочередные меры).
Рекомендации по разработке и использованию инструментов финансовой поддержки и обеспечения:
- Создать рабочую группу по изучению опыта поддержки субъектов МСБ в других странах и определению возможностей использования опыта в условиях РФ и РТ.
- Обеспечить сокращение доли или отказ от использования инструментов выборочной господдержки субъектов МСБ (лизинг-грант, субсидирование процентной ставки и пр.).
- Создать рабочую группу по изучению опыта поддержки субъектов МСБ в других странах и определению возможностей использования опыта в условиях РФ и РТ.
- Исключить органы власти из реестра организаций, распределяющих финансовые средства среди субъектов предпринимательства.
- Увеличить долю государственной поддержки, направляемой на развитие инфраструктуры бизнеса (промышленные площадки, парки, бизнес-инкубаторы и т. п.).
- Сформировать межведомственные структуры по перспективному планированию фондов поддержки МСП, действующих в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности и повысить информационную осведомленность с/х производителей о мерах поддержки.
- Обеспечить мониторинг и выявление приоритетов в развитии МСП на территориях регионов и в отраслевом разрезе имеющегося для этого потенциала ресурсов, а также выявление потенциала взаимодействия с крупным бизнесом в целях повышения совокупной конкурентоспособности.
- Отработать методику итоговой/текущей оценки эффективности программ по поддержке предпринимательства.
- Поручить всем министерствам, агентствам и ЦБ России, а также Академии наук РФ разработать эффективные модели защиты отечественных кредитно-финансовых, инвестиционных, производственных и ресурсных рынков от торговой экспансии различных субсидированных иностранных компаний, т. е. компаний, находящихся в более выгодных начальных и конкурентных условиях по сравнению с отечественными производителями средств производства и потребительских товаров.
- Всем министерствам, ЦБ России, а также РАН РФ разработать методики контроля экономической ренты в системе ценообразования, финансирования бюджетных проектов, связанных с производством и торговлей, кредитования предпринимателей в сфере производства и сервиса, инвестирования в производственную, транспортную и торговую инфраструктуру территориального развития регионов России.
- Аакдемии наук РФ совместно с различными научными школами РФ в целях единственно возможной и эффективной борьбы с коррупцией и казнокрадством в различных областях деятельности государства со стороны представителей федеральной и региональной исполнительной властей, а также в целях защиты уровня материальных доходов населения и предпринимателей РФ:
- Разработать концепции и методики защиты отечественных рынков ресурсов, труда, технологий на базисе контроля экономической ренты и контроля и мониторинга цен и тарифов со стороны естественных монополий, образованных на основе этих методов.
- Разработать концепции и программы стратегического (долгосрочного) институционального развития малого и среднего бизнеса в каждом регионе РФ с учётом свободного или ограниченного доступа к местным природным и кредитным ресурсам, а также программам инвестиционного развития производственного бизнеса в регионах России.
- ЦБ РФ, Министерству финансов, Министерству экономики, Министерству образования и науки при участии Региональных ассоциаций предпринимателей организовать специальный межотраслевой Фонд поддержки региональных программ развития импортозамещения (с учётом профиля производства и возможности включения конкретных производителей в межотраслевые программы данного фонда, направленного на конкретные цели по импортозамещению).
- Обязать ФНС РФ ежегодно давать письменные разъяснения о размерах полученных налогов с СМСП и расходах ФНС РФ на администрирование этих налогов, с разбивкой по налогам и регионам РФ
- Соблюдать требование прозрачности, открытого обсуждения проекта. Система тендеров в современном виде не способствует снижению коррупции и созданию равных условий для различных предприятий-участников, а напротив – стимулирует рост коррупции и негативно влияет на развитие бизнеса, так как в основу тендера положен принцип снижения цены продукции и, как следствие, прибыли предприятий. Участники тендеров уже давно научились обходить все препоны, которые пытается выставить им правительство, и «пропихивает» в победители именно ту продукцию, о которой заранее договаривается с инициатором тендера. «Хороший тендер – это хорошо подготовленный, спланированный тендер» – выражение уже стало крылатым среди предпринимателей.
- Ввести ответственность за заполнение документов (жесткое регулирование и сокращение сроков ужесточения).
- Разработку Программы развития МСП передать рабочей группе, созданной из представителей малого бизнеса.
- Ввести для импортозамещения единый налог (сокращение бухгалтерии).
- Пропагандировать культуру в бизнесе. Создание сервиса единой предпринимательской деятельности с возможностью высказывания, новых направлений в бизнесе, поиск новых инвесторов, взаимодействие между центрами на разных территориях страны.
- Заключать договоры через ассоциации МСП (работа над естественной монополией, доступность денежных средств для предпринимателей).
- Создать экспертную комиссию для оценки инноваций и изменения подхода к оценке.
- Издать методическую разработку по итогам проведенной конференции с предложениями по решению выявленных проблем.
- Решить кадровый вопрос – создать единый центр информации о потенциальных специалистах.
- Объявить конкурс, направленный на решение проблем бизнеса, изучение тендеров.
- Принять закон об уголовной ответственности, материальной ответственности генеральных подрядчиков.
- Отменить целевое финансирование банков и консалтинговых компаний.
- Улучшить грантовую поддержку малого и среднего бизнеса.
- Упростить администрирование, так как это может негативно отразиться на малом бизнесе.
- Предпринимательству необходимо быстро реагировать на изменение ситуации и искать новые решения, налаживать связи с партнерами.
- Решить проблему, касающуюся несоблюдения законодательства (например, в случае перевозки – это ограничение по весу: не более 20 т с прицепом или тягачом), и ввести штраф.
- Недобросовестная конкуренция, монополия.
- Выявить причины неполучения грантов и создать условия для открытого обсуждения. Создать правила ведения игры. Нужно развивать прозрачность схемы получения грантов. Не хватает экспертов для решения и обсуждения вопросов получения грантов.
- Ввести систему штрафов за несоблюдение и нарушение законодательства.
- Рассмотреть возможность смягчения штрафов (например, за неуплату налогов) на момент кризиса.
- Ввести ответственность за долгое оформление документов (з/у, налогом), жесткое регламентирование времени (сокращение сроков) оформления.
- Создать сервис – Единый государственный центр (по вопросам МСП) для изучения бизнеса. Создание единой площадки с обратной связью.
- Создать условия для обучения менеджеров, бизнесменов.
- Создать базы данных посреднических организаций.
- Обеспечить взаимодействие науки и предпринимательства.
- Создать проект «Тендер – цена».
- Создать экспертный центр по проектным инновациям. Изменить подход к оценке.
- Изучить развитие исламских банков, исследовать возможности совместной работы.
- Организовать независимую экспертизу себестоимости ресурсов в регионе.
- Изменить систему экономики и подходов к предпринимательству: провести исследование по импортозаменяющей продукции; создать единый банк для предпринимателей (на государственном уровне); повысить рейтинг сотрудников (уровень профессиональной подготовки); принять закон об уголовной ответственности подрядчиков и заказчиков за неисполнение обязательств (оплата труда и т.д.).
- Создать для МСП в сельской местности дополнительные льготы-мотивацию-преференции.