Рекомендации
От 28 февраля 2019 г.
В ходе обсуждения проблематики предпринимательства в сфере строительства на Круглом столе 28 февраля 2019 года в Общественной Палате РТ было отмечено наличие серьезных проблем и устоявшихся негативных практик, которые оказывают все более разрушительное влияние на развитие отраслевого бизнеса со всеми вытекающими социальными, экономическими и другими последствиями.
Участники Круглого Стола обратили особое внимание на проблему дебиторской задолженности, которая на 1 января 2018 года составила 140 млрд руб. Это по официальным статистическим данным (Статистический сборник. Малое и среднее предпринимательство РТ за 2017 г.). По оценочным данным с учетом накоплений за последние 5 лет дебиторская задолженность на 1 января 2019 г. превысила 195 млрд руб., что практически соответствует объему годового оборота малых предприятий в сфере строительства, порождая целый комплекс финансовых, налоговых, экономических и социальных проблем для малых предприятий. Многие предприятия вынуждены приостанавливать деятельность, теряя персонал и ослабляя конкурентный потенциал, а также закрывать предприятия или менять территориальную юрисдикцию.
В отрасли накопились и другие не менее важные проблемы, такие как нарушения принципа равных конкурентных условий при проведении тендеров, блокировка счетов строительных компаний надзорными органами, работа по заниженным расценкам и многие другие. Результаты работы отрасли ежегодно оцениваются государственными органами по количеству освоенных рублей, сданных объектов и квадратных метров, однако какой ценой они даются для предпринимателей остается за пределами делового информационного пространства — в этом, по мнению участников Круглого Стола, и кроется одна из главных причин сложившегося положения.
При сохранении обозначенного состояния отрасли, реализация Национальных Проектов, предложенных Президентом страны В.В. Путиным по развитию предпринимательства, в частности Плана мероприятий трансформации делового климата, принятого Распоряжением Правительства РФ от 17 01.2019 г. № 20-р, представляется проблематичной.
Рекомендации:
На основании анализа ситуации и обсуждения проблематики СМСП, работающих в сфере строительства, участниками Круглого стола рекомендовано принятие следующего перечня первоочередных мер:
1) Для Госсовета РТ
1.1. Подготовить законодательную инициативу по изменению статьи п.11. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В тексте «Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиентов о совершении операции…» если у работников организации … возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма». После слов «вправе отказать» добавить «после предварительной проверки и пояснения клиента».
1.2. Необходимо Рассмотреть вопрос о проблематике СМСП занятых в сфере строительства на заседании профильного комитета Государственного Совета Республики Татарстан при участии представителей Бизнес Ассоциаций, СРО, Министерств, Ведомств, руководителей исполкомов муниципальных районов, Счетной Палаты РТ и др.
1.3. По результатам заседания профильного Комитета Государственного Совета РТ при необходимости, провести парламентские слушания с приглашением широкого круга представителей бизнеса, государственных и муниципальных органов власти.
2. Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте Республики Татарстан.
2.1. Считаем важным вынесение на одно из заседаний Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан вопросы кардинального обновления характера деловой среды и формирования прозрачных правил и равных условий конкуренции для СМСП в сфере строительства.
3. Для Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, а также Главного инвестиционного строительного управления.
3.1. Для достижения провозглашенной в «Стратегии развития в сфере архитектуры, градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов, в жилищной сфере и коммунальном хозяйстве РТ на период 2016-2021 гг.» цели: «…повышение инвестиционной привлекательности строительной и жилищно-коммунальной отраслей…» предлагаем разработать комплекс дополнительных мер по защите профессиональных интересов СМСП и развитию полноценной конкурентной среды.
3.2. Считаем важным введение в практику проведение совместного с Бизнес-Ассоциациями мониторинга ключевых проблем СМСП в строительной отрасли и представлять его результаты в деловом информационном пространстве, а также включать результаты мониторинга в Отчетный Доклад Министра на ежегодных Коллегиях Министерства.
3.3. Рекомендуем включать в планы работ Общественного Совета при Министерстве Строительства, архитектуры и ЖКХ РТ наиболее острую проблематику СМСП, работающих в сфере строительства. Ввести с состав Общественного Совета при Министерстве Строительства несколько представителей МСП, работающих в сфере строительства.
3.4. В качестве показателей эффективности работы строительной отрасли использовать данные о количестве введённых объектов строительства, в том числе без штрафов, а с предупреждениями, сроки введения объектов в эксплуатацию, подключение всех коммуникаций за счёт естественных монополий.
3.5. Разработать и включить в ведомственную Программу антикоррупционных мероприятий проведение периодического мониторинга состояния условий соблюдения договорных обязательств, особенно платежей за выполненную работу, генподрядных организаций с подрядчиками и субподрядчиками.
3.6. Включить в состав общественного Совета при ГИСУ представителей малого и среднего бизнеса РТ, работающих в сфере строительства, а также представителей Бизнес-Ассоциаций Республики Татарстан.
3.7. Важно включить в Планы работ Общественного Совета при ГИСУ мероприятия по анализу негативных практик, распространенных в сфере строительства по отношению к представителям малого и среднего бизнеса.
3.8. Ввести в практику упрощенную систему получения разрешительных документов и сдачи в эксплуатацию завершенных объектов площадью до 1500 м2.
3.9. Внедрить в практику систему «одного окна» для сбора необходимых разрешительных документов от Глав АПУ, КЗИО, КПТС, Татэнерго и других учреждений.
4. Для счетной палаты РТ.
4.1. Необходимо включать в планы ежегодных проверок крупных строительных компаний состояние взаиморассчетов с подрядными и субподрядными партнерами по результатам завершения работ на объектах.
5. Для Министерства экономики РТ
5.1. Необходимо разработать комплекс дополнительных мер по трансформации делового климата и кардинальному повышению инвестиционной привлекательности строительной отрасли для СМСП.
5.2. Разработать программу стимулирования инвестиционной активности и технологической модернизации малых и средних предприятий сферы строительства.
Для Бизнес-Ассоциаций и Рабочей группы Общественной Палаты РТ по развитию предпринимательства
6.1. Проводить периодический мониторинг состояния малого и среднего предпринимательства в сфере строительства в части проблем равенства конкурентных условий, сбора разрешительных документов, взаиморасчетов генподрядчика с подрядными организациями, блокировки банковских счетов и др. острых проблем. Результаты мониторинга рассылать в СМИ, пресс-службы органов государственной и муниципальной власти РТ, размещать на официальных сайтах Ассоциации, Общественной Палаты и Партнеров Ассоциации.
Р. Шайхудинов.